Предлагается ввести сбор в 0,02 процента с фонда оплаты труда. Автор законопроекта, сенатор Андрей Клишас, обосновывает его необходимостью застраховать работников разоряющихся компаний — ведь массовые банкротства неизбежны. Кроме того, это попытка еще хоть немного пополнить дефицитный бюджет.
Впервые схожую идею высказал почти три года назад Минтруд. Другие федеральные министерства тогда ее не поддержали. Сейчас же, по данным СМИ, идею одобрили в администрации президента, документ завизирован и экономическим советником главы государства Андреем Белоусовым. Столь серьезная поддержка дает законопроекту высокие шансы на прохождение всех инстанций.
Авторы документа так обосновывают свое предложение. Из-за экономического кризиса в стране число банкротств предприятий неуклонно растет. Скажем, в первом полугодии 2015-го этот показатель увеличился на 16 процентов. Сотрудники банкротящихся фирм — кредиторы второй очереди, и на них денег часто не хватает.
Объем задолженности перед ними (а это уже 22 тысячи человек) достиг 900 миллионов рублей. Это почти 25 процентов общего объема просрочки по зарплатам в России (4,3 миллиарда рублей). Причем долг по зарплате вырос за месяц почти на четверть. Ясно, что, по крайней мере, сейчас проблема долгов компаний-банкротов перед своими сотрудниками — не самая актуальная.
Зато более чем актуально другое, о чем чуть не ежедневно говорят в правительстве, — наполнение бюджета. За первые два месяца текущего года дефицит составил 110 миллиардов рублей. Бюджет принимался при цене на нефть в 50 долларов за баррель, будет секвестирован исходя из 40 долларов за баррель, но не исключено, что в итоге средняя цена за год окажется еще меньше. Значит, где-то нужно искать деньги для балансировки.
О государственных заимствованиях говорить пока рано. Минфин намерен занять на внешних рынках до трех миллиардов долларов. Но перспективы этого неясны. Увеличивать внутренний долг — тоже плохо. Не только из-за роста долгового бремени, но и из-за извлечения продуктивно работающих средств из финансовой системы (инвесторы предпочтут вложиться в госдолг, а это означает, что капиталовложения почти наверняка уменьшатся). По сути, остается только увеличение налогов, хотя и президент Владимир Путин, и представители правительства неоднократно заверяли общественность в том, что на этот путь в ближайшие годы наложен мораторий в силу тяжелой экономической ситуации.
По словам доцента Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Дмитрия Тихонова, усиление налоговой удавки вполне можно считать состоявшимся трендом. Он объяснил «Ленте.ру», что прежде всего увеличивающиеся по всем направлениям сборы нужны для исполнения обязательств пенсионной системы, кризис которой углубляется в силу демографии. Что касается непосредственно нового закона, то, по мнению Тихонова, непонятно, как контролировать распределение поступающих в государственные фонды средств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий