Министерство отказалось от идеи перевода пенсионных средств клиентов ВЭБа ("молчунов") в распределительную систему и, возможно, не будет настаивать на создании новой структуры для управления накопительной пенсией из-за ее чрезмерной дороговизны. Для доработки реформы времени, впрочем, осталось немного — не позже конца ноября Минфин должен представить Белому дому свои наработки в более или менее законченном виде.
Минфин намерен скорректировать свою концепцию реформирования накопительного элемента российской пенсионной системы. С такими заявлениями замглавы ведомства Алексей Моисеев выступил на заседании комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию.
Напомним, в конце сентября Минфин и ЦБ представили план очередной пенсионной реформы. Согласно ему, страховые отчисления предприятий по ставке 22%, за счет которых сейчас в обязательном порядке формируется как страховая, так и накопительная часть пенсии, будут направляться исключительно в распределительную часть системы. Накопительная же часть будет формироваться за счет дополнительных и добровольных отчислений сверх основного тарифа — взиматься они будут непосредственно с зарплаты работника. В первый год работы системы тариф таких отчислений составит 1%, за следующие пять лет он вырастет до 6%. Поступать эти деньги будут уже не в ПФР, а в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Эти взносы обещано освободить от уплаты налога на доходы физлиц. Участие в формировании новой накопительной пенсии изначально придется принять всему населению, впоследствии от выплат можно будет отказаться.
Идеи ведомств в целом были восприняты экспертами с удивлением — их реализация обещает стать для пенсионной системы уже третьей реформой за последние 15 лет. Наибольшее число вопросов вызвало предложение об управлении средствами тех, кто сейчас формирует накопительную часть пенсии в ВЭБе, а не в НПФ ("молчуны"). В случае если держатели этих пенсионных счетов после начала работы новой схемы не подадут заявление на перевод средств в НПФ, их деньги будут направлены в распределительную систему с пересчетом в дополнительные пенсионные права.
Но, как выяснилось, Минфин на этой норме уже не настаивает.
Более детальная проработка показала, что автоматическое зачисление средств "молчунов" в баллы — это неправильно. Надо будет оставить ВЭБ в том виде, в каком он сейчас существует, с несколько модернизированными функциями,— заявил господин Моисеев.
Кроме того, он сообщил, что идея создания новой структуры для управления средствами накопительной пенсии — пенсионного администратора — также вряд ли будет реализована.
Мы понимаем, что создание центрального администратора — это дорогая штука. Мы хотим избежать этого,— сказал замглавы Минфина.
По его мнению, такой орган будет дублировать функции НПФ.
Если удастся обеспечить юридическую численность граждан в этой системе, с тем чтобы не возникало необходимости в центральном депозитарии, тогда его, конечно, мы создавать не будем,— сказал он.
Судя по высказываниям участников вчерашнего совещания, названные изменения концепции вряд ли станут последними. По мнению представителей НПФ, ведомства не проработали вопрос сопряжения нового формата накопительной пенсии с уже существующими корпоративными добровольными пенсионными программами.
Сейчас 5 млн человек вместе с работодателями вносят взносы в такие программы, еще 2 млн уже начали получать по ним выплаты. Одним из стимулов к участию были налоговые льготы — но если новая система начнет работу, они будут действовать только для формирования накопительной пенсии,— отметил глава Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов.
По словам главы другого объединения — Ассоциации негосударственных пенсионных фондов — Сергея Белякова, в этом случае программы формирования накопительной и корпоративной пенсии будут конкурировать между собой. "Инвестиции, которые уже были сделаны в рамках программ корпоративного типа, окажутся под угрозой, так как налоговые льготы — сильный инструмент привлечения людей",— отметил он.
Важный вопрос — как новая концепция будет работать вместе с системой обязательного пенсионного страхования. Пока я не вижу на него ответа, а вижу только разрозненные слайды,— заявил заместитель министра труда Андрей Пудов.
Заместитель председателя Пенсионного фонда Николай Козлов, наоборот, подчеркнул, что идеи Минфина и ЦБ "полностью соответствуют Концепции долгосрочного развития пенсионной системы" от 2012 года.
Отметим, что сейчас позиция Минфина выглядит более гибкой, чем раньше. В конце обсуждения господин Моисеев еще раз подчеркнул, что авторы концепции готовы "впитывать" все предложения. Впрочем, период, в течение которого Минфин будет готов делать это, ограничен — не позднее конца ноября ведомство должно представить свои идеи правительству, а значит, ему предстоит придать концепции относительно законченный вид.